Банковский процент – одна из наиболее развитых в России форм ссуд­ного процента. Он возникает в том случае, когда одним из субъектов кредитных отношений выступает банк.

Банк, как и любое кредитное учреждение, размещает в ссуду прежде всего не собственные, а привлеченные средства. Доля дохода, получае­мая банком, представляет собой компенсацию за посредничество, «рисковое объединение» и кредитную оценку. Риск невыполнения обяза­тельств перед банком по его активам превышает риск невыполнений обязательств перед вкладчиком по пассивам. Таким образом, он принимает на себя риск неплатежей по ссудам. Кроме того, вкладчики допускают более низкую процентную ставку по средствам, передаваемый в банк, с тем чтобы не заниматься поиском клиентов и оценкой их кредитоспособности.

Банковский процент
Процент банков.

 

Уровень банковского процента по пассивным операциям, помимо общих факторов, рассмотренных в , зависит от:

• срока и размера привлекаемых ресурсов;

• надежности коммерческого банка;

• прочности взаимоотношений с клиентом.

Уровень процента на межбанковском денежном рынке при прочих равных условиях, как правило, превышает норму депозитного процента, так как учитывает затраты и интересы кредитного учреждения, предоставляющего ссуду.

К частным факторам, лежащим в основе определения уровня процента по активным операциям банка, относятся:

• себестоимость ссудного капитала;

• кредитоспособность заемщика;

• цель ссуды;

• характер обеспечения;

• срок и объем предоставляемого кредита.

Верхняя граница процента за кредит определяется рыночными условиями. Нижний предел складывается с учетом затрат банка по привлечению средств и обеспечению функционирования кредитного учреждения.

При расчете нормы процента в каждой конкретной сделке коммерческий банк учитывает:

• уровень базовой процентной ставки;

• надбавку за риск с учетом условий кредитного договора.

Базовая процентная ставка (Пбаз) определяется исходя из ориентировочной себестоимости кредитных вложений и заложенного уровней прибыльности ссудных операций банка на предстоящий период:

Пбаз = С1 2м,

где С1 – средняя реальная цена всех кредитных ресурсов на планируе­мый период;

С2 – отношение планируемых расходов по обеспечению функциони­рования банка к ожидаемому объему продуктивно размещен­ных средств;

Пм – планируемый уровень прибыльности ссудных операций банка с минимальным риском.

Средняя реальная цена кредитных ресурсов (C1) определяется по формуле средневзвешенной арифметической исходя из цены отдельно­го вида ресурсов и его удельного веса в общей сумме мобилизуемых банком (платных и бесплатных) средств.

Средняя реальная цена отдельных видов ресурсов определяется на основе рыночной номинальной цены указанных ресурсов и корректи­ровки на норму обязательного резерва, депонируемого в Центральном банке РФ.

В частности,

где С – средняя реальная цена привлекаемых банком срочных депозитов;

П – средний рыночный уровень депозитного процента.

Аналогично определяется средняя реальная цена по другим источ­никам средств, по которым предусмотрено отчисление средств в фонд обязательных резервов.

Надбавка за риск дифференцируется в зависимости от следующих критериев:

• кредитоспособности заемщика;

• наличия обеспечения по ссуде;

• срока кредита;

• прочности взаимоотношений клиента с банком.

Учитывая, что процент по активным операциям банка играет важ­ную роль в формировании доходов, а плата за привлеченные ресурсы занимает существенное место в составе его расходов, актуальное значе­ние имеет проблема определения процентной маржи (Мфакт), т.е. раз­ницы между средними ставками по активным (Па) и пассивным опера­циям банка (Пп):

Мфакт = Па – Пп

Основными факторами, влияющими на размер процентной маржи, являются объем и состав кредитных вложений и их источников, сроки платежей, характер применяемых процентных ставок и их движение.

При действующей практике кредитования в нашей стране, как пра­вило, применяются фиксированные ставки процента, не подлежащие пересмотру до окончания кредитной сделки. Однако, продвигаясь по пути создания рыночного механизма, нельзя не учитывать опыт запад­ных стран, где одновременно существует набор процентных ставок, ко­торые, в большинстве случаев, пересматриваются в зависимости от рыночной конъюнктуры и приспосабливаются к ней.

В этих условиях все активы и пассивы принято делить на четыре категории в соответствии с быстротой регулирования процентных пла­тежей и перехода на новый уровень ставок. Существует следующая клас­сификация:

А. Активы и пассивы, по которым применяется немедленный и пол­ный пересмотр процентных ставок при изменении рыночных условий.

В. Полное регулирование в течение трех месяцев.

С. Активы и пассивы, по которым ставки пересматриваются в пери­од, превышающий три месяца.

D. Активы и пассивы с полностью финансированными ставками.

Взаимодействие этих факторов определяется путем сопоставления первых двух категорий активов (А+В) с аналогичными пассивами с уче­том сложившейся рыночной ситуации.

В период, когда процентные ставки растут, для банка более благо­приятно соотношение, когда

т.е. число активов с подвижными процентными ставками превышает соответствующую величину пассивов, в связи с чем увеличивается раз­рыв в ставках по активным и пассивным операциям – растет процент­ная маржа.

Напротив, при падении рыночного уровня процента желательно придерживаться следующего соотношения, когда

и подкреплять активы с фиксированными ставками за счет пассивов, характеризующихся срочностью пересмотра платежей по процентам.

Для эффективного управления доходом от ссудных операций опре­деляется и анализируется минимальная процентная маржа, характери­зующая сложившуюся величину затрат, не покрытых полученными ко­миссиями и прочими доходами, на каждый рубль продуктивно размещенных средств:

где Pб - расходы по обеспечению функционирования банка (все расхо­ды, кроме сумм начисленных процентов);

Дп- прочие доходы кредитного учреждения (доходы, за исключени­ем поступлений по активным операциям банка); возмещение клиентами почтовых и телеграфных расходов, поступившая плата за услуги, оказанные предприятиям, проценты и комис­сии, дополученные за прошлые годы, и востребованные процен­ты и комиссии, излишне уплаченные клиентам в прошлые годы, прочие доходы;

А – актив баланса банка, приносящий доход на вложенные сред­ства: кредитные вложения, приобретенные ценные бумаги, средства, перечисленные предприятиям для участия в их хозяй­ственной деятельности, и др.

Приведенные выше подходы используются коммерческими банка­ми при проведении процентной политики по активным и пассивным операциям.

Оставить комментарий