Вырученные от проведенной в конце марта допэмиссии 3 млрд. 144 млн. рублей банк “Траст” направит на повышение капитализации и дальнейшую работу в розничном бизнесе.
Как уже сообщалось, в ходе размещения на “Фондовой бирже ММВБ” было реализовано 51 303 000 обыкновенных именных бездокументарных акций по цене – 61,28 рублей за одну акцию. Основную часть предлагавшихся к продаже акций выкупил лондонский банкир, независимый инвестор Пьотр Пьека, работавший в ряде западных банков, а также в банке “Траст”. Его доля в капитале российского банка составляет около восьми с половиной процентов.
Сегодня президент банка “Траст” Николай Фетисов прокомментировал итоги допэмиссии в эфире радиостанции «Бизнес FM». По его словам, основной целью допэмиссии было увеличение капитала в соответствии с нормами «Базель III» – документом Базельского комитета по банковскому надзору, усиливающим требования к капиталу банка и предлагающим новые нормативные требования по ликвидности. Кроме того рост капитализации позволит банку в перспективе двух-трех лет сохранить запланированные темпы выдачи кредитов и привлечения депозитов. «Траст, как и многие другие банки на рынке, испытывал потребность в привлечении нового капитала. Эта потребность рассчитана, исходя из среднесрочных планов, – отметил Фетисов. – Если бы капитал не был привлечен, пришлось бы притормаживать бизнес, чтобы ограничить рост активов и пассивов. С привлеченным капиталом темпы выдачи кредитов, кредитных карт, темпы привлечения депозитов останутся теми, которые мы планируем в текущем рынке».
Примечательно, что, российские банки, которые работают по новым требованиям с начала 2014 года, во много опередили своих западных коллег. «Когда третья часть Базельского соглашения начнет действовать в Европе, неясно, – говорит Николай Фетисов. – Несмотря на то, что на европейских рынках существует большой класс инвесторов и банковские IPO, довыпуск, вторичное размещение акций являются ординарным явлением, – европейские банки просят регуляторов отложить применение новых требований, понимая, что с введением «Базеля III» им понадобится существенно больше капитала». По мнению Николая Фетисова, сегодня у многих банков есть дополнительные потребности в капитале и они так или иначе будут решаться, в каких-то случаях это может происходить за счет консолидации. «Внедрение “Базеля III” будет подстегивать банки сливаться, соединяться и становиться крупнее», – так уточнил банкир.
По поводу текущих планов банка «Траст» его президент сообщил, что приоритеты остаются прежними: «Траст – розничный банк, работает во всех классических секторах этого рынка: кэш-кредитование, кредитные карты, POS-кредитование, кредитование через мобильные и интернет-каналы и так далее. Мы планируем дальнейшее сбалансированное развития этого бизнеса по всем направлениям – на уровне роста рынка или немного опережая рынок». По словам Фетисова, на сегодняшний день для эффективной работы на розничном рынке необходима его сегментация. Одно из перспективных направлений работы – рефинансирование кредитов граждан, взятых ими в других банках, а также продвижение кредитных карт как расчетного средства, что позволяет банкам зарабатывать на комиссиях.
В работе на потребительском рынке банк «Траст» продолжит политику по снижению процентных ставок по кредитному портфелю. «Мы двигались и движемся в сторону работы не с премиальным сегментом клиентов, но с клиентами, которые более уверенно и стабильно себя чувствуют по жизни, и по продуктам для таких клиентов ставка снижается. В этом году в бизнес-плане банка заложено общее снижение ставок по всем продуктам около 5%., – сказал президент банка.
На вопрос о причинах выхода из состава акционеров банка компании Bank of America Merrill Lynch, Фетисов ответил, что это было связано с изменением общей стратегии банка «Траст» и американского партнера – «Когда в 2007 году Merrill Lynch приходил в банк “Траст”, на рынке была совсем другая ситуация. В то время Merrill Lynch был одним из крупнейших инвестиционных банков в мире, а не частью Bank of America. После 2008-2009 годов, когда многие инвестиционные банки оказались на грани банкротства, Merrill Lynch был продан. Стало понятно, что приоритеты наших партнеров поменялись, что дальнейшее сотрудничество ни им, ни нам не нужно. В свою очередь банк «Траст» после кризисного 2008 года принял решение о сворачивании инвестиционного направления работы, существовавшего до того времени, поскольку не видел больше рыночных возможностей заниматься этим бизнесом. «Merrill Lynch продали свою долю, мы ее выкупили: просто, чтобы закрыть эту страницу в нашей истории», – резюмировал Фетисов.