После захвата заложников в белгородском офисе банка “Западный” в регионе всерьез озаботились финансовой грамотностью населения.
Напомним, 21 апреля предприниматель, вложивший в векселя 23 миллиона рублей и потерявший их после отзыва у банка лицензии, с оружием в руках стал требовать свои деньги от руководства уже закрытого офиса. По мнению властей, в этой ситуации виноват не только бунтарь, но и слабо регулируемая банковская система, и невысокая финансовая грамотность населения, привыкшего доверять деньги “пустышкам”.
Драматично развивавшееся ЧП стало поводом собрать в Белгороде “круглый стол”, в рамках которого чиновники, банкиры и ученые обсудили перспективы развития финансовой системы региона и способы научить граждан разбираться в тонкостях банковской сферы.
- Так мы можем вернуться в 1990-е годы, когда за те или иные невозвращенные вклады руководителям банков мазали лоб зеленкой, чтобы было удобнее целиться, – об этом напомнил Валерий Сергачев.
По его словам, обыватель в погоне за высокой ставкой по вкладу может и не понять, что российская экономика переживает сложный период и банкам непросто обеспечить его вклад таким процентом. В то же время большинство людей даже не задумываются о том, где лучше взять кредит, а потом удивляются, когда переплачивают или влезают в баснословные долги. Чиновники уверены: белгородцам нужно давать как можно больше информации о банках, чтобы они могли различать надежные и не очень, о рисках высоких процентных ставок по вкладам и “нулевых” – по кредитам.
- Конечно, в любом случае найдутся те, кто будут “играть в рулетку” с банками, – посетовал Валерий Сергачев. – Но предупредить о том, что при каких-то депозитных ставках это не просто рулетка, а “русская”, мы обязаны.
Председатель правления одного из региональных банков и глава профильного думского комитета Николай Незнамов, размышляя о том, чем чревато недоверие вкладчиков, вспомнил случай 19-летней давности:
- Тогда произошло первое крушение банка “Кредит-сервис”, и разгоряченная толпа смела милиционеров на входе в дом правительства. Запрудив лестницу, люди ворвались в кабинет губернатора. Карабинов тогда не имелось, но мужчины, разогретые спиртным, были настроены решительно. Их интересовало, зачем власти позволили зарегистрировать банк и почему за ним не надзирали? Объяснение, дескать, это вообще не компетенция региональных властей, никому из них не было нужно.
Николай Незнамов признал, что в целом российское законодательство, регулирующее работу банковской сферы, несовершенно: оно “сложное, громоздкое, противоречивое”.
- И главное – не перекрывает “цивилизованного”, умного хищения средств, за которое нельзя привлечь к уголовной ответственности, – заявил депутат и подчеркнул, что от этого страдают не только вкладчики, но и финансисты. К примеру, та же система страхования не стимулирует “исправно работающие банки”.
- Мы все платим взносы, которые потом получают вкладчики обанкротившихся структур. Получается, тот, кто хочет, – похищает средства, а мы, добровольные страхователи, возмещаем потери и таким образом в какой-то степени даем возможность остаться этим людям безнаказанными.
Николай Незнамов заметил, что пора менять эту систему. К примеру, повышать сумму страховых взносов тем, кто рискует, и наоборот, уменьшать тем, кто ведет взвешенную политику. Но дело в том, что в настоящее время оценивать риски и надежность банка в целом достаточно сложно. Участники круглого стола подчеркнули: единого ряда критериев в этом вопросе нет.
Рассуждая о банковской системе в целом, Николай Незнамов отметил, что самыми закрытыми учреждениями можно назвать региональные представительства иногородних банков. По его словам, нет точных сведений, сколько всего денег привлечено всеми структурами в Белгородской области.
- Но ясно, что примерно 80 процентов средств, собранных на территории Белгородчины, из региона уходят, – утверждает специалист.
Валерий Сергачев, в свою очередь, отметил, что банкиры должны договориться между собой и с властями, пообещав работать честно, и сообща создать некие критерии надежности. Это позволит потребителям снизить риски при вложении средств, а банковской системе – постепенно очиститься от “пустышек”.
Председатель регионального объединения потребителей России Михаил Бажинов, комментируя ситуацию, отметил: эксперты уже составили свой рейтинг банковских структур, оценив все детали их работы – вплоть до униформы работников.
- Зачастую белгородский офис иногороднего банка дает номер своей горячей линии, и если человек звонит, его вызов переадресовывается в Москву, – рассказал он. – Кроме того, у нас есть офисы, которые работают под одной и той же вывеской от ярославского или воронежского банка, причем между собой эти структуры не связаны. Но простому человеку в этом не разобраться.
Михаил Бажинов отметил, что у менеджеров некоторых банков нет даже корпоративной почты. Письма приходят с личных ящиков, а значит, “структура на длительное сотрудничество с кем-либо не рассчитана”. По его словам, наименование банка, начертанное яркими буквами на вывеске, – зачастую лишь элемент пиара. На самом деле юридическое название написано на скромной табличке рядом с дверью. Там есть слова “дополнительный офис” или “операционная касса”, но потенциальный клиент нередко уверен, что зашел в крупное учреждение.
Представитель департамента финансов и бюджетной политики области Галина Скачкова тоже заговорила о рекламе, отметив, что красивые ролики лишь усыпляют бдительность. Яркий пример – микрофинансовые организации, работающие под лозунгом “деньги до зарплаты”:
- Хочется предостеречь всех. Займы по два процента в день – это 730 процентов годовых! Принимая такие условия, человек попадает в долговую яму.
Впрочем – доцент Белгородского технологического университета Юрий Сидорин уверен: только призывами ситуацию не изменить. Людей нужно учить финансовой грамотности, возможно, даже на лекциях вузовских преподавателей. Такие уроки наверняка будут пользоваться популярностью. По данным на 1 января 2014 года, банки привлекли в Белгородской области 183 миллиарда средств, 126 из них – деньги населения. Кроме того, большинство белгородцев хотя бы раз в жизни пользовались кредитами.