Банки являются одним из центральных звеньев рыночных структур, потому развитие их деятельности — необходимое условие функционирования рыночной экономики. Коммерческие банки принято относить к категории деловых предприятий, которые получили название финансовых посредников.
Это многофункциональные учреждения, осуществляющие свою деятельность в различных секторах рынка ссудного капитала: они привлекают капиталы, свободные денежные средства, высвобождающиеся в процессе хозяйственной деятельности, сбережения населения и представляют их во временное пользование различным заемщикам, которые нуждаются в дополнительном капитале. Таким образом, банки выполняют важную народнохозяйственную функцию, осуществляя межотраслевое и межрегиональное перераспределение денежных средств.
Крупные коммерческие банки способны предоставить клиентам полный комплекс финансового обслуживания, в том числе кредиты, депозиты, осуществление расчетов и пр. В настоящее время они могут предложить клиентам более 200 видов разнообразных банковских услуг. Именно поэтому в экономически развитых странах коммерческие банки составляют главное операционное звено кредитной системы.
Вместе с тем, работая в условиях рынка, коммерческий банк может быть подвержен риску потерь и банкротства. Основные виды риска связаны, прежде всего, со структурой его портфеля, иначе говоря, с набором финансовых активов, в которые вложены имеющиеся у банка ресурсы.
Основные портфельные риски следующие:
1) кредитный риск — риск неплатежа по банковской ссуде или ценной бумаге;
2) риск ликвидности — невозможность быстрой конверсии финансовых активов в платежные средства без потерь;
3) риск изменения процентных ставок. Нестабильность процентных ставок, их изменение в связи с развитием инфляционных процессов обычно пагубно сказываются на прибыльности банковских операций.
В связи с этим одной из центральных задач управления коммерческим банком является поддержание оптимального соотношения между прибыльностью банковских операций и его ликвидностью, т. е. способностью своевременно погашать свои обязательства перед клиентами. Для этого банк должен наращивать собственный капитал, обеспечивать необходимые пропорции между собственными и привлеченными средствами, формировать оптимальную структуру активных операций.
Другими словами, процесс управления ликвидностью банка включает совокупность мероприятий и методов по управлению пассивами и активами банка.